Алина
Добрый день!
Я виновна в ДТП. Суд состоялся, решение вступило в силу, штраф оплачен. Моя страховая прислала средства на счет страховой пострадавшего 9 тыс. (С учетом износа), в то время как страховая оппонента (его машина застрахована КАСКО) покрыла расходы без учета износа 12 тыс. Сегодня я получила претензию от страховой пострадавшего оплатить разницу 3 тыс.грн.
Прошу проконсультировать меня. Юридические основания для покрытия мной разницы? Может страховая пострадавшего взыскать указанную разницу с меня в принудительном порядке?
Ответ
Алина, добрый день!
Спасибо за Ваш вопрос.
Юридическими основаниями для реализации обратного требования страховщиком одного из членов ДТП является ст. 993 Гражданского кодекса Украины и ст. 27 Закона Украины «О страховании». Согласно указанных норм к страховщику, выплатившему страховое возмещение по договору имущественного страхования, в пределах фактических затрат переходит право требования, которое страхователь или иное лицо, получившее страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. В соответствии со ст. 29 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» в связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с восстановительным ремонтом транспортного средства с учетом износа, рассчитанном в порядке, установленном действующим законодательством. Поэтому, Ваша страховая компания формально поступила верно, осуществив выплату страхового возмещения с учетом износа.
Однако, для того, чтобы начать разбираться в ситуации, во-первых, необходимо выяснить были ли в данном случае вообще основания для начисления износа. Эту тему мы отдельно описывали в одном из своих постов – http://www.fins.com.ua/blog/chto-nuzhno-znat-ob-iznose-chtoby-ne-poteryat-na-strahovoj-vyplate/. Если основания для применения коэффициента физического износа были, то в данном случае требования страховщика пострадавшей стороны могут быть реализованы в судебном порядке. Дело в том, что к 2013 году судебная практика таких споров была одинаковой. В удовлетворении таких исков со стороны страховщика было бы отказано. Однако с 2014 (или 2015 – точно не помню дату Постановления судебной палаты Высшего специализированного суда) практика изменилась и суды начали идти по пути удовлетворения исков в пределах фактических расходов страховщика по договору страхования КАСКО. Позже это было подтверждено другой практикой суда кассационной инстанции, согласно которой пострадавшие получили возможность взимать возмещения в случае ДТП в размере стоимости восстановительного ремонта вместо материального ущерба (восстановительного ремонта с учетом износа).
Учитывая, что по ст. 993 ГК Украины и ст. 27 Закона Украины «О страховании» происходит замена кредитора в обязательстве, то права первичного кредитора (пострадавшего лица) передаются страховщику в полном объеме. Исходя из последней судебной практики такой иск скорее всего будет доволен. Однако, замечаю на то, что такая практика суда кассационной инстанции обусловила разное применение норм судами низших инстанций и поэтому бывают случаи, когда судьи низших инстанций по-разному подходят к толкованию указанных норм и все же отказывают в удовлетворении таких исков. Это также известно и юристам страховых компаний. Тем более, что страховщики также считают стоимость ведения судебных процессов.
Учитывая заявленные требования могу дать Вам чисто практические советы, чтобы правильно решить этот вопрос. Обратитесь в страховую компанию и попробуйте договориться о дисконте в случае добровольного погашения регрессного задолженности с Вашей стороны. Учитывая размер спорной суммы, я считаю, что Вы сможете договориться о компенсации 1000 – 1500 гривен против отказа от любых претензий к Вам. Страховая компания также не заинтересована решать вопросы в судебном порядке, учитывая потенциальный размер исковых требований.
Поделиться:
Уникальный сервис на нашем сайте позволит Вам в несколько кликов получить предварительную оценку ущерба.
В специальном разделе, Вы можете написать жалобу на действия страховой компаниии, которая будет автоматически отправлена в соответствующие органы в зависимости от типа страхования и типа жалобы.
Мы перезвоним Вам в течение рабочего дня